Речь- сложившаяся исторически форма общения образованная языком. Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи от поколения к поколению.
!!! Речь без усвоения языка невозможна.
Периоды развития речи в дословесный период.
1.Период  криков (0 - 2, 3 мес)
Реакции на какие-либо факторы и раздражители
2. Период гуления (с 2-3 до 5-6 мес)
Произносит звуки в которых учавтвуют губы и язык. Мама и родные должны разговаривать с ребенком, гулить вместе с ним)) Гуление - это первый "диалог".
3. Период  лепета (с 5-6 до 9-10 мес)
Сочетание "гласный+ согласный". Затем данные сочетания усложняются.
4. К концу первого года жизни появляютя первые слова ("ка"- "каша", "тика"- "птица")
Систмное развитие нормальной детской речи
1г 3 мес - 1г 8 мес Отдельные слова-корни (в роли предложения) (29), нет грамматического строя, названия лиц, предметов (22), название действий "ди" "бух" (5), прилагательных нет, местоимений нет.
1г 8 мес - 1г 10 мес В одном предложении 2 слова - корня (87 слов), сущ несклоняемое; глаголы во втором лице, ед.ч, повелительного наклонения
1г 10 мес - 2г 1 мес Предложения из 3-4 слов, Появляется согласование им.п с глаголом, Прилагательные еще не согласуются с сущ-ми
2г 1 мес - 2г 3 мес Падежные окончания (у, е, а, ом). Дальнейший рост простого предложения, бессоюзное и сложносочиненное предложение.
2г 3мес - 3 г Сложноподчиненное предложение. Усваиваются служебные слова. Заканчивается усвоение групп согласных.
3-4 года Дальнейшее развитие сложносоч и сложноподчиненного предложения. Звуковая сторона речи усвоена (но может бать не усвоен звук "р")
4г -7 лет Затруднеие в построении придаточных предложений с союзным словом "который". Усваиваются все грамматические формы. С 5 лет появление синонимов.